Метод движения по азимуту

Основное понятие, что такое азимут

Азимут — это угол, вычисляемый между целью похода и направлением на север. Он рассчитывается в градусах и колеблется в диапазоне от 0 до 360. Стандартно считают по часовой стрелке.

В некоторых профессиональных областях поиск азимута ведут против движения стрелки часов. Такое правило применяется артиллеристами и астрономами. Хождение по азимуту эффективно, когда планирование маршрутного листа исключительно по карте затруднительно или она отсутствует.

Как определить азимут по компасу

Для ориентирования посредством компаса расчет ведут от магнитной стрелки. Отсчет идет по часовой стрелке и соответствует значению от 0 до 360 градусов. При этом 0 и 360 ведут на север. Они находятся в одной точке. Восточное направление равно 90 градусам, южное — 180, а западное 270 градусам.

То, какие результаты будут получены при ориентировании, зависит от умения правильно держать устройство. Если его держать неправильно, то вероятность заблудиться значительно повышается.

Важно придерживаться некоторых правил, которые разрабатывались опытными путешественниками на протяжении долгих столетий.

Прибор раскрывают. При этом крышку надо откинуть на 180 градусов, чтобы она образовала прямую линию с основой. Откройте прицел. Циферблат должен быть виден вам полностью. В этом методе очень важен захват компаса и четкое расположение кистей рук.

Указательные пальцы лежат на корпусе строго вдоль крышки. Большой палец левой руки лежит между задним прицелом и лимбом, а правой руки лежит под корпусом, удерживая устройство и соблюдая баланс. Локти согните и зафиксируйте в области солнечного сплетения и разведены в стороны.

Приняв заданную позу, можно приступать к вычислению азимута. Для этого достаточно вращаться вокруг своей оси до тех пор, пока крышка не укажет на заданный объект. После стабилизации стрелки надо вычислить значение угла на циферблате.

Необходимо правильно установить компас. Крышку прибора открывают и фиксируют под углом 90 градусов по отношению к основанию. Задний прицел отведите вперед. Прицельная щель при этом должна совпадать с прицельной нитью.

Приложите компас к щеке. Объект должен просматриваться через линию переднего прицела. Запишите полученное в ходе измерений значение.

Сегодня туристам и путешественникам доступно огромное количество разных моделей. Чаще всего у путешественника можно увидеть магнитные приборы или встроенные программы на смартфонах. Магнитный вариант — давний спутник любого туриста. Его действие основано на взаимодействии с магнитными полями и линиями, опоясывающими земной шар.

Работа приложения-симулятора основывается на сведениях, передаваемых от спутниковых систем. При этом в работе второго варианта вероятность совершения ошибки стремится к нулю. Смартфон не реагирует на близость металла и электроприборов, а в приложении учтено магнитное склонение.

Стрелка всегда устремлена на географический север. Но нельзя забывать про существенный минус — зависимость гаджета от емкости аккумулятора и необходимость в периодической подзарядке.

Также сигнал спутника может быть утрачен вдали от вышки или в пещере, а отключение сети Интернет может приостановить работу программы.

На выручку придет старинный друг — Адрианов компас. Это обязательная часть экипировки любого туриста. Они не утрачивают своей работоспособности на протяжении многих лет и вдали от цивилизации. Еще один плюс — возможность сделать компас из подручных материалов.

Несмотря на кажущуюся простоту прибора, его надо уметь выбрать. Разнообразие заставит бегать глаза даже у опытного туриста.

Продаются модели с ударопрочным корпусом, с жидкостным или воздушным наполнением, с целиком и мушкой, зеркалом и дополнительными линиями. Некоторые выполнены из прозрачного пластика, а другие в металлическом корпусе. Поэтому при покупке следует ориентироваться на следующие параметры:

  • в жидкостном, стрелка определяет северное направление быстрее. Однако разницы в показаниях между воздушным нет;
  • планшетные модели подойдут туристам, предпочитающим работать с картой;
  • целик, мушка, лупа позволят туристу сделать более точные вычисления;
  • встроенное зеркальце помогает подать сигнал SOS при экстренной ситуации, а также в него можно посмотреть, чтобы извлечь ненароком попавшую в глаз соринку;
  • светящиеся деления и ударопрочный корпус выбирают военные и армейцы. Однако, важно заметить, что яркость обозначений утрачивается в первые 2-3 часа в ночное время.

При покупке надо опираться лишь на собственные предпочтения. Если вы не относитесь к числу заядлых туристов, то не рекомендуется покупать дорогие профессиональные модели. Для редких и недолгих походов подойдет самый простой вариант.

Как альтернативу новички покупают электроприборы, устанавливают приложение на смартфон или используют GPS-навигаторы. При этом некоторые навигаторы обладают функцией сопровождения в пути. С ними путешествие надежнее, комфортнее, а сбиться с намеченного маршрута практически невозможно.

Ориентирование на местности во многом зависит от внимательности туриста и его желания достигнуть поставленной цели. При этом ни один поход невозможен без составления маршрута и определения азимута. Если для моряков, пилотов, геологов и других работников эти навыки — обязательное условие, то для туристов или грибников она необходимы для выживания.

Занятие проводится в помещении или на воздухе и состоит из вводной беседы и практической работы с компасом и картой. Содержание беседы: опорные направления на карте и в природе, понятие азимута, демонстрация определения направлений на местные предметы, описание и демонстрация спортивного компаса, показ приемов работы с компасом и картой. В дальнейшем беседа перемежается с практической деятельностью слушателей.

Для кого и для чего нужен расчет азимута

Знание правил поиска азимута может пригодиться для выполнения следующих задач:

  1. Выбор маршрута для достижения цели.
  2. Подбор ориентира для передвижения.
  3. Определение текущего места по 2 заданным точкам.

Вычисление азимута, планирование и чертеж конкретного маршрута нередко облегчает туристам задачу добраться до окончательной точки путешествия. Грибники, охотники, лесники тоже знакомы с термином в общих чертах. Однако, существует ряд профессий, представители которых без тени сомнения ответят на вопрос, что такое азимут и как его найти по карте или компасу. К ним относятся:

  • астрономы;
  • геодезисты;
  • картографы;
  • географы.

Моряки, космонавты, пилоты тоже тесно связаны с этим понятием. Несмотря на усовершенствованное техническое обеспечение управляемого транспортного средства, знания могут потребоваться им в любой момент для ориентирования на однотипной местности при обнаружении неисправностей.

Следует подчеркнуть, что в этом случае компас вначале применяется как транспортир (хотя считывать число градусов необязательно) и только потом как компас. Последовательные фазы этого приема: 1) накладывание планки компаса на карту, чтобы край планки прошел через исходную и конечную точки. Обратить внимание на совпадение направлений стрелки на компасе и движения на карте.

На магнитную стрелку смотреть не нужно, карту ориентировать по странам света тоже не нужно; 2) вращение диска компаса до совпадения направления на север с линиями на диске. Замечания те же, что и в 1-й фазе, — компас еще не используется как компас, на нем просто устанавливается угол, равный азимуту на карте;

3) компас снимается с карты, диск больше не вращают. Компас берется в руку в удобное положение: планка «смотрит» вперед — перед спортсменом; 4) лишь после этого начинается совмещение стрелки с рисками на диске: спортсмен поворачивается в нужном направлении. Характерная ошибка — не сдвигаясь с места, пытаются совместить стрелку и риски, выворачивая руку самым причудливым образом.

С целью образования и закрепления навыков движения по азимуту со счетом шагов можно провести занятие на ровной, но закрытой местности. Выбирается центр — поляна. Повторяется упражнение на определение направления на задаваемые тренером местные предметы, затем на определение направлений, заданных в градусах.

Движение по азимутам, подготовка данных, порядок движения по азимутам, обход препятствий, особенности движения по азимутам на машине.

Проверяется правильность работы с компасом. В случае необходимости преподаватель показывает правильный прием и контролирует каждого из спортсменов. Затем выполняется упражнение — выход по заданному азимуту на точку на 100—150 м. Конечная цель отмечается вехой или знаком КП (контрольного пункта) с видимостью порядка 5—10 м.

Возвращение — обратным азимутом. Перед занятием подготавливается 4—6 таких точек. Каждый спортсмен проходит все точки. Следующее упражнение — постановка спортсменом КП, которые ставятся веером от центра через 60° или 90° на равных расстояниях (150 — 200 м), образуя правильный шестиугольник или квадрат.

Начальное направление выбирается произвольно, необязательно 0°. КП ставятся аккуратно, без спешки. Затем поочередно проверяется положение всех КП самими спортсменами. В случае явной ошибки преподаватель проверяет сомнительный КП. Видимость КП должна быть 5 — 15 м и более. На листе бумаги изображается схема пунктов, которые затем проходятся всеми туристами по периметру. Азимуты определяются по схеме и записываются. Расстояния между КП неодинаковы.

Если это упражнение проводить на пересеченной местности, то из-за ошибок в расстоянии при постановке КП получаются слишком большие ошибки по углу при прохождении трассы по периметру. В этом случае надо увеличить видимость КП. Значение этой трассы велико — это первая пройденная новичком дистанция ориентирования. Надо требовать не скорости, а точности прохождения.

радиальные (симметричные и несимметричные) дистанции, построенные из одного центра, но предназначенные для прохождения по периметру многоугольника или другим способом. Удобны для построения на ровной местности. Для определения азимутов и расстояний между КП вычерчивается рисунок в масштабе 1: 5000 (в 1 см — 50 м).

дистанции, построенные по месту. Начальник дистанции непосредственно на месте выбирает желаемое направление и, двигаясь по нему, останавливается в удобном месте, ставит КП и записывает координаты своего движения. Затем изменяет направление и снова выбирает место для КП. При построении дистанции рекомендуется сразу вычерчивать примерную ее схему, чтобы избежать пересечений и выйти на финиш поблизости от старта.

из-за ряда погрешностей накапливается ошибка («невязка») и на местности многоугольник может не замкнуться. Чтобы избежать внесения поправок, проще запланировать разнесенные на 100 — 200 м старт и финиш. Как и в других видах соревнований, можно сделать и взаимопересечение дистанции, но под прямым углом и вдали от КП;

Компас и азимут

дистанции, спланированные и построенные по карте, но проходимые участниками без карты (допускается пользование схемой). По карте можно ставить как простейшие азимутные дистанции с расстояниями порядка 100 — 200 м, так и дистанции для совершенствования определенных качеств: дистанции с длинными отрезками (500—1000 м), со сверхдлинными (от 1 до 5 км), дистанции для отработки быстрого движения с КП, расположенными на линейных ориентирах.

турист получает перед стартом табличку с азимутами и расстояниями на всю дистанцию;

турист получает на старте азимут и расстояние только до первого КП, на первом КП читает азимут и расстояние до второго КП и т.д.;

турист получает на старте схему дистанции на листе бумаги, вычерченную в масштабе 1:10 ООО для длинных и 1: 25 ООО для сверхдлинных азимутов. Это так называемая белая карта. Изготовление ее предельно просто: положение КП перекалывают с карты начальника дистанции сразу на несколько листов чистой бумаги, перекалывают и наносят направление север —юг (конечно, магнитный меридиан).

Методы контроля прохождения обычные: пароль, шифр, протокол или компостер. На тренировках контроль не нужен. Однако по мере возможности следует требовать запись времени прохождения КП, это полезно для разбора и сравнения движения спортсменов на отдельных участках. Место преподавателя — на дистанции.

Как правильно перемещаться по азимуту с препятствиями

На карте намечают маршрут движения с четкими ориентирами на поворотах. Измеряютдирекционный угол и длину каждого прямолинейного участка маршрута. Дирекционные углы переводят в магнитные азимуты, а расстояния — в пары шагов, если движение по азимутам будет совершаться в пешем порядке. Или в показания спидометра при совершении марша на машинах. Данные для движения по азимутам оформляют на карте. Если карты в пути не будет, то составляют схему маршрута или таблицу.

Если на маршруте имеются препятствия, то на карте намечают пути обхода и подготавливают для этого необходимые данные — азимуты и расстояния. Препятствия, не учтенные при подготовке данных для движения, обходят одним из следующих способов.

Пройдя до конца препятствия (до точки В) и измерив полученное расстояние (200 пар шагов), продолжают движение по заданному азимуту. В нашем примере по азимуту 45 градусов до точки С. От точки С выходят на основной маршрут по обратному азимуту направления АВ. В нашем примере по азимуту 100 градусов, отмерив в этом направлении 200 пар шагов (расстояние СД равное АВ). Здесь длину линии ВС прибавляют к расстоянию, пройденному от точки № 2 до точки А, и продолжают движение к точке № 3.

Иногда движение по азимуту может осложняться непреодолимыми препятствиями, возникающими на плановом маршруте у туриста. Это могут быть скалы, водопады, пропасти. В такой ситуации выбор пути осуществляется на основе ландшафта. Чтобы не заблудиться важно соблюдать некоторые несложные правила.

Инструкция по внеплановому изменению маршрута:

  1. Выберите крупный объект, располагающийся по другую сторону от препятствия. Определите его азимут. Выбирайте объекты, которые лежат по вектору запланированного пути.
  2. Следующим шагом высчитывается азимут для возможности обойти преграду.
  3. Когда вы пройдете препятствие, надо зафиксировать изменения маршрута.

Совершая поход по однотипной местности в качестве ориентира можно использовать подручные средства. Можно сделать отметку на дереве или палке, воткнутой в землю.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть