Стандарты оказания медицинской помощи

Зарождение

В начале XIX века медицинская практика в Европе имела слабое научное обоснование. Она полагалась на древние знания, была совсем непохожа на сегодняшнюю и практически не регулировалась. Только к концу XIX века в законе стало укрепляться понятие о некачественной помощи. Это потребовало понимания того, что ей нужно для того, чтобы быть качественной.

Так появилась необходимость создать общепринятые стандарты, которые смогли бы оценить медпомощь.

В России работа над подготовкой и внедрением стандартов в здравоохранении началась в 1992 году с приказа Минздрава РФ № 277 «О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации». Они учитывали международный опыт, рекомендации экспертов и национальные особенности.

Стандарты оказания медицинской помощи делятся на три типа.

  1. Первичная медико-санитарная.
  2. Специализированная.
  3. Скорая.

Изучить все актуальные стандарты оказания медицинской помощи и алгоритмы действий врачавы можете на сайтеМинистерства здравоохранения, либо надругих ресурсах в интернете.

Для эффективного использования этих стандартов в практикерекомендуется использовать базы данных, которые упростят работу пользователей. Эти БД должны обеспечивать полную реализацию тех возможностей, которые заложены в стандарты и клинические рекомендации.

Зачем нужны стандарты

  1. Минздрав допускает превышение показателей, которые указаны в стандарте, если это необходимо в конкретном случае.
  2. Дублировать одинаковые услуги нельзя, если пациент лечится по нескольким стандартам одновременно.
  3. Для того, чтобы использовать лекарства или оказывать услуги, которые отсутствуют в стандарте, требуются специальные показания.
  4. Если нужно провести лабораторные анализы или исследования, которые не включены в стандарт, это допустимо делать, если есть соответствующие показания.

Если речь идёт о платных медицинских услугах, то пациент должен быть проинформирован о применении стандартов оказания медицинской помощи.

Для организаций, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь, стандарты обязательны. Но они имеют практическую пользу и для других сотрудников и учреждений, таких как:

  • руководители государственных органов;
  • главные врачи;
  • страховые компании;
  • фонды ОМС.

Для чего необходимы стандарты:

  • разработать государственные программы, в которых содержатся условия оказания бесплатных медицинских услуг гражданам;
  • определить лицензионные требования;
  • сформировать тарифы на медицинские услуги и размеры страховых взносов, в зависимости от частоты их оказания.

Конкретно для медучреждения они нужны для того, чтобы:

  • оценить и улучшить качество медицинских услуг, которые оно оказывает и выявить недостатки в работе;
  • определить, какой тип помощи нужно предложить в каждом случае;
  • улучшить условия работы;
  • выявить наилучшие методы лечения, чтобы повысить эффективность работы и улучшить репутацию.

Польза для граждан:

  • понимание того, какое качество медицинских услуг ожидать от учреждения;
  • основание для обратной связи;
  • уверенность в безопасности и надёжности получаемой медицинской помощи, благодаря тому, что она стандартизирована на законодательном уровне.

Медицинские проблемы

Те стандарты оказания медицинской помощи, которые были разработаны в 2012 — 2014 годах, были утверждены Минюстом, но опубликованы с нарушениями установленных сроков. Старые стандарты отменены не были, при этом все они не утверждены в Минюсте. Получилось так, что некоторые стандарты не являются легитимными и не влекут никаких правовых последствий.

Это вытекает в юридические проблемы. Можно считать показательным решение Верховного суда в 2014 году, которое признало приказ Минздрава «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом» недействующим, потому что этот стандарт не был зарегистрирован в Минюсте и не был опубликован должным образом.

Стандарты оказания медицинской помощи

Министерство здравоохранения подало апелляцию, ссылаясь на то, что приказ не является нормативно-правовым актом. Эта жалоба не был удовлетворена.

Это — наглядный пример того, что стандартам оказания медицинской помощи нужен чёткий и определённый статус.

Стандарты существуют не для всех нозологических групп и подгрупп заболеваний. Они рассчитаны на усреднённого пациента и применимы только к ограниченному числу «моделей пациентов». Это не позволяет планировать и оказывать медпомощь необходимого качества.

Например, стандарты оказания медицинской помощи детям для многих нозологий отсутствуют, а часто они объединены в один — для взрослых и детей. Это не может не сказываться на качестве лечения, потому что ограничивает врача в выборе подхода и подборе лекарственных препаратов.

Пример — стандартом лечения детей при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (приказ Минздрава № 638н от 7.11.2012) предусматривает назначение масла семян тыквы обыкновенной с частотой 0,8. А в инструкции препарата написано, что он противопоказан детям до 12 лет и при язве.

В стандарты оказания медицинской помощи детям включены и другие препараты, которые им противопоказаны.

Заключение

Стандарты оказания медицинской помощи в 2019 году продолжают дополняться. Один из последних — приказ Минздрава от 2 апреля 2019 года № 190н, который предоставляет алгоритм действий, которые необходимо оказать при старческой астении.

Стандарты повышают эффективность, безопасность и доступность лечения. Несмотря на некоторые нерешённые вопросы, очевиден существенный прогресс с момента их внедрения в 90-х годах. Конечно, систему стандартов можно сделать ещё лучше. Для этого ей нужны разработанные и утверждённые методы и процедуры составления стандартов. В идеале — так чтобы в этом процессе участвовали независимые эксперты.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть